Цель нанесения вечных знаков на теле человека может быть любая. Целью идентификации она может быть выполнена под принуждением, такую татуировку называют "клеймо".
Традиция нанесения татуировки на тело уходит корнями в глубокую историю человеческого общества, о чем свидетельствуют многочисленные археологические и палеонтологические находки в разных уголках мира, произведения искусства, письменные документы древних и живших в более поздние времена авторов хроник, а также распространенность данного явления на земном шаре
Вместе с тем, проблема татуирования до сих пор окружена тайной. Во многих странах татуировщик имел либо имеет и в наши дни статус «отверженного» и обязан быть если не туземцем, то скрытной личностью, шаманом, способным изменить чью-то внешность. Короче говоря, человеком с малосимпатичной внешностью и темной сущностью. Сама же татуировка, которая часто отожествляется с антиобщественным образом жизни и часто вызывает эстетические антипатии, трактуется как тюремный жаргон в виде рисунков на коже.
Такое восприятие татуировки наиболее типично для традиции европейской цивилизации, хотя этот обычай существовал и существует в других сообществах, населяющих другие континенты.
Цель нанесения вечных знаков на теле человека может быть любая. Целью идентификации она может быть выполнена под принуждением, такую татуировку называют «клеймо». Татуировка может выполнять иные функции. Например, украшать тело. Эта процедура выполняется добровольно. Техника татуировки может быть различной. К ней относят: татуирование, скарификацию, прижигание, выдавливание и т.д.
История европейской татуировки вплоть до географических открытий Кука – это история художественных творений на человеческом теле, которые выполняли преимущественно функции идентификации.
Уже в древности клеймение при помощи татуировки было распространенным обычаем. Так приобретались знаки собственности либо обладания, которые были обязательными при идентификации невольников, скота либо других животных. Клеймение воспринималось также как вид наказания за совершенное преступление. Чаще всего эта процедура представляла собой выжигание раскаленным железом в форме готового штампа различных эмблем на хорошо заметных частях тела. После этого в раны втиралась черная жидкость, чтобы после их заживления знак легко просматривался.
В Древнем Китае клеймением татуировкой наказывали особо опасных преступников. В Японии в зависимости от выполняемых функций различали татуировку-клеймо – иредзуми, которая наносилась на лицо, икры, ступни и ладони, и татуировку – украшение – хори - моно. Ацтеки Мексики в доколумбовый период помечали осужденных татуировками, напоминающими полосы. (Не ацтеки ли подбросили идею пресловутого полосатого тюремного костюма?).
В средние века клеймение использовалось как телесное наказание, которому подвергались воры, проститутки, фальшивомонетчики и карточные мошенники. Подобные телесные наказания не должны были вызвать боль, отметить клеймом и обеспечить преступников таким образом, чтобы не вызвать постоянного повреждения тела.
Позже, когда в невиданных масштабах стали применяться самые дикие способы причинять боль, существовал и широкий диапазон приемов нанесения клейма. Кроме традиционного прижигания, применялась техника, основанная на выдавливании знаков на коже холодной матрицей, а также близкая к татуировке процедура, основанная на втирании в различные места тела, которые подверглись накалыванию, угольной пыли.
Клеймо служило для идентификации преступников. Иногда можно было определить, с какого рода преступником имеешь дело. Шулеров клеймили матрицей в форме шестигранника, беглым морякам выжигали на теле знак в форме багра, а браконьерам – в форме рогов. После исполнения приговора палач проверял, было ли клеймо нанесено соответствующим образом. Если он оставался удовлетворенным достигнутым результатом, то обращался к судье и докладывал: « Знак удался». Хорошо выполненное клеймо облегчало разоблачение рецидивиста.
Во Франции накануне Великой французской революции преступников помечали клеймами различной формы. Знак в форме цветка лилии и буквы «V» выжигали на плече преступника – рецидивиста, знак «F», которым в 1786 году была помечена графиня де ла Мотт, главный исполнитель аферы с ожерельем королевы Марии Антуанетты, жены Людовика XVI, разоблачал фальсификатора. А буквами «GAL» обозначали осужденного на галеры. В период Учредительного собрания (1789 – 1791) наказание клеймением на территории Франции было отменено, однако Уголовный кодекс 1810 года вернул клеймение в качестве одной из форм карательных санкций. Еще в 1832 году во Франции знаком трех букв «TFP» клеймили пожизненно осужденных на исправительные работы.
На территории России сосланным в Сибирь до 1864 года выжигали или татуировали буквы «КТ». В британской армии клеймение в виде татуировки продержалось до 1869 года. Для поддержания дисциплины клеймили дезертиров, нанося им, знак в виде буквы «BC», а также солдат с преступными склонностями, которых помечали буквами «D» на предплечье.
В начале прошлого века в некоторых западных странах было высказано предложение вернуться к наказанию клеймением в виде принудительного татуирования по отношению к тем, кто совершил особо опасные преступления. Предлагалось даже на спинах таких людей татуировать изложение их преступных деяний в хронологическом порядке и названия исправительных учреждений, в которых они содержались. Курьезную идею выдвинул Франсуа Равель, пастор общины методистов в Чикаго, который в 1911 году доказывал необходимость принудительного татуирования замужних женщин с целью воспрепятствования прелюбодеяниям. Но все подобные предложения были отвергнуты общественным мнением как варварские.
Но что отвергается цивилизованным миром, порой служит преступным режимам. Подтверждением сказанного служат исключительно жестокие и нечеловеческие законы, принятые в гитлеровских лагерях уничтожения, в которых с целью идентификации заключенных татуировали опознавательными знаками. В концентрационных лагерях татуировка подвергалась перелицовке, обезличивая людей, на которых была выполнена.