История возникновения и проникновения татуировок в преступный мир

История возникновения и проникновения татуировок в преступный мир

Вряд ли какой-либо другой области в криминалистике было уделено так мало внимания, как изучению символики татуировок у судимых за уголовные преступления. А ведь зная значения рисунков, надписей, их традиционное расположение на теле, сотрудник правоохранительных органов может легко определить склонность ранее судимых к определенным видам уголовных проявлений.

К сожалению, татуировки довольно долго использовались главным образом для идентификации, опознания. Например, в первые годы советской власти для этих целей была введена обязательная регистрация татуировок у преступников. Между тем татуировки содержат более широкую информацию, они, как правило, близки (своей символикой, сюжетом) преступнику по духу, по его специализации, по конкретному уголовному делу, по тому месту, которое он занимает в уголовной иерархии. Если раскодировать эти рисунки на теле, они могут многое рассказать о вкусах их носителей, выдать некоторые биографические данные. Часто татуировки становились причиной арестов, но страсть к рисовке, желание внушать страх окружающим всегда были у блатарей сильнее осторожности. Лишившись своих особых примет, они отказали бы себе во многих удовольствиях.

Что же такое татуировка? Это искусственное нарушение целостности кожного покрова с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в кожу красящих веществ с целью получения стойких, не исчезающих рисунков или иных изображений.

Слово "татуировка", как полагают одни исследователи, происходит от полинезийского "тэту", что означает "рисунок", или от "Тики" - имени полинезийского бога, по преданию, явившего татуировку миру. Другие исследователи считают, что слово "татуировка" произошло от явайского корня "тау", соответствующего полинезийскому "тату" и переводящегося как "рана", "раненый".

Доктор Гелльштерн в работе "Татуировки у преступников", говоря о происхождении термина "татуировка", утверждает, что это мореплаватель Кук привез его с острова Гаити, где местные жители наносили татуировки для отметки членов своего племени в знак наступления половой зрелости, каких-либо особых заслуг перед племенем, из суеверий и т. д. Из литературы известно, что татуировка часто встречалась у лиц католического вероисповедания и введена была ксендзами с целью предупреждения перехода паствы в магометанство: на тело наносилась татуировка в виде креста.

Первые сведения о татуировке среди европейцев, по сообщению профессора Рикке, относятся к началу XVIII века, когда на ярмарках стали появляться татуированные люди, которые за деньги демонстрировали свое тело. В литературе упоминается имя албанца Александриноса, нажившего на подобных сеансах целое состояние.

В 1890 году известность получила француженка "Прекрасная Ирэна" , которая выступала с показом своей татуировки в публичных местах, что считалось в те времена редким экзотическим зрелищем.

С тех пор татуировка очень быстро распространилась, особенно среди моряков. Проникла она и в преступный мир.

Первым обратил внимание на широкое распространение татуировки среди преступников и рассмотрел ее как проявление атавизма и как признак нравственно дефектных людей Ломброзо. В настоящее время понятна ошибочность такого толкования. Серьезное изучение этого вопроса показало, что первоначально рисунки преступников носили подражательный характер, были просты и наивны. Интерес представлял сам процесс татуирования. С годами к татуировке стали относиться серьезнее:

имеющие татуировку начали претендовать на лидерство, так как носили на теле символ сильного, выносливого человека. Позднее татуировка для преступника сделалась своеобразным тайным языком, способом общения с себе подобными как на свободе, так и в местах заключения.

Выработка изобразительной символики преступного мира происходила постепенно. Со временем канонизировались либо ревизовались, переоценивались рисунки. Татуировка начинает нести все большую смысловую нагрузку и служит уже для передачи мысли индивида, обозначения его социальных установок и ценностных ориентации. Например, если у осужденного татуированы на плечах шести- или восьмиконечные звезды, то это означает, что в местах лишения свободы он примкнет к лицам, отрицательно настроенным к правилам внутреннего распорядка, и будет ярым отказчиком от работы. (Каждый вовлекаемый в отрицаловку должен, по мнению воровских авторитетов, иметь особый дух. Для проверки этого духа проводятся особые приемные испытания, называемые пропиской. Выдержал - получи возможность в среде своих занимать определенное высокое место, нет - ты опустился и уже теряешь право на ношение вышеназванных звезд.) Когда же на ноге татуирована рука, сжимающая нож, то знающему понятно:

этот человек был судим за хулиганство.

Дальнейший анализ татуировок показывает, что трафареты, то есть рисунки, по которым делаются татуировки, постоянно изменяются, поэтому однозначная их расшифровка, как правило, невозможна. Однако обобщение и изучение на протяжении длительного времени нескольких сотен трафаретов позволили вычленить общие для сходных случаев признаки, ознакомление с которыми и явится, по нашему мнению, надежной основой для соответствующей ориентации и подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Сегодня нужно учитывать то обстоятельство, что осужденные не очень-то стремятся афишировать истинное значение своих татуировок. В качестве примера можно взять изображение профиля В. И. Ленина. Вряд ли кому из непосвященных придет в голову, что это символ воров. А объяснение простое: Ленин - Вождь Октябрьской Революции, начальные буквы образуют аббревиатуру ВОР. Безобидное женское имя ИРА расшифровывается так: "Иду Резать Актив". Или на груди у рецидивистов очень часто можно встретить картинку: Мадонна с младенцем на руках. Сами осужденные объясняют ее значение тоской по дому, по семье и детям. Но истинный смысл этого изображения совершенно иной: "Тюрьма - дом родной", "Дитя тюрьмы".

Основными побудительными мотивами нанесения татуировок можно считать следующие:

- неписаный закон принятия в свою среду лиц, отбывающих срок лишения свободы;

- личное самоутверждение в определенной группе судимых;

- тщеславие, желание показать свою значимость, исключительность, превосходство над другими;

- подражание более опытным, авторитетным преступникам, которые уже имеют татуировки;

- своеобразная памятка о местах отбывания срока наказания, солидарность ("знак братства") с кем-либо из заключенных;

- романтика тюрьмы.

Говоря о кастах преступного мира, тем более о носителях татуированной символики, не стоит представлять "вора в за коне" этаким выходцем из плохоньких фильмов о временах НЭПа - золотая фикса, речь, переперченная феней... Сегодняшний "вор в законе" образованнее и культурнее своих рож денных хилым воображением сценаристов и режиссеров предшественников. Он находится в гуще общественных процессов, политических событий, язык его неплохо подвешен, менее засорен блатной музыкой. Он - недурной психолог, толкователь, проповедник, идеолог, предпочитающий воздействовать не окриком, а убеждением. "Вор в законе" никогда никого не ударит. Зачем ему это делать? За такое можно схлопотать в колонии дополнительный срок. А потом для подобных целей вокруг него всегда наготове целый рой молодых, крепких, глупых еще, которые готовы в огонь и в воду. Поэтому сам он ведет себя интеллигентно, в карты садится играть только с ровней.

Классификация татуировок - дело чрезвычайно сложное, неблагодарное, и можно с уверенностью сказать, что в строгом смысле - невозможное. Попытки в разные времена, правда, предпринимались, но из-за невероятного обилия и разнообразия мотивов выбора рисунков, богатства их тематики, места и техники нанесения и т. д. и т. д. большинство исследователей рано или поздно разумно отказывалось от этой затеи.

Бывали случаи, когда при помощи татуировок раскрывались преступления. Татуированная композиция - пистолет, финка, карты, бутылка и рюмка, шприц - может иметь двойной смысл: либо свидетельствовать о пристрастии ее обладателя к легкой веселой жизни, либо указывать - вот что нас губит. Морда кошки говорит об осторожности вора. Роза на плече означает: ее владелец встретил совершеннолетие в колонии. Описания этих наколок взяты из "дела по установлению личности трупа неизвестного мужчины, всплывшего в реке Клязьме у поселка Болшево". После упорных изысканий неизвестному вернули имя. Люди в форме выполнили перед ним свой последний долг. Оказалось, что вся нехитрая биография этого сорокалетнего мужчины была изображена на его теле. Расшифровав татуировки, следователь (цитирую материалы дела) предположил: "...Погибший впервые попал в колонию в несовершеннолетнем возрасте. Скорее всего за хулиганство. Пробыл в ней около двух лет. Склонен к нарушению режима. Был осужден за кражу. Переносил тяготы притеснения со стороны сокамерников. Наказание отбывал "от звонка до звонка". Судя по всему, находился в колонии строгого режима. На свободе его ждала любимая женщина. Мечтал о свободе, был способен на побег. Принадлежал к воровской группировке. В деле осторожен. Отрицательно настроен к администрации. Намеревается и впредь заниматься преступной деятельностью. Предпочитал легкую добычу посредством насилия и угроз..." ("Советская культура", 20.05.89 г.). Когда позже установили имя погибшего, то даже удивились, насколько точно совпадала его действительная биография с прочитанной следователем по изображениям на теле.

Татуировки, призывающие к антиобщественной деятельности, антиправовым поступкам, существуют с давних времен. Например, пожатие двух рук с надписью "union", окруженной гирляндой из цветов,- это татуировка членов преступного сообщества Южной Франции прошлого века. Две заглавные латинские буквы "Т" и "L> - символ воровских шаек в Германии. Мадридский криминалистический журнал "Саллилас" писал о татуировках испанских преступников, в частности, убийц. Существовали подобные татуировки и в царской России.

Сегодня особое внимание нужно обращать на лиц, имеющих следующие татуированные изображения: череп, корона- символы стремящихся к власти; корона на спине-униженность; тигр или другой хищник-ярость, непримиримость;

змея (ранее высшая степень в иерархии тюремного мира); кинжал, нож, меч, топор - месть, угроза, твердость, жестокость;

ключ - сохранение тайны; палач - чти закон воров; Мадонна - отчужденность; факел - дружба, братство; звезды - непокорность и др.

Способы нанесения татуировок: самый простой; связанные вместе на палочке или спичке две-три иглы обмакиваются в тушь, и затем ими прокалывают кожу по заранее нанесенному рисунку. (В условиях следственного изолятора иглы заменяются проволокой от швабры, крепежными скобками от тетрадей, которые затачиваются о стену. Вместо туши используется сажа, смешанная с сахаром и пеплом, разведенными в моче.) Иногда в дело идут цветные пасты от шариковых авторучек или растолченный порох, который втирают в проколы кожи.

Спрос на татуировку породил более совершенную технику ее нанесения, более сложный инструментарий в виде всевозможных штампов. Специалист по татуированию наносит рисунок на доску, а затем по контуру рисунка вбивает в нее иглы или иные колющие предметы. Такой штамп накладывается на выбранные участки тела, резким надавливанием кожа прокалывается, и уже после этого втирается красящее вещество. Штампом может пользоваться большое количество людей.

В настоящее время осужденными для нанесения татуировки используются механические бритвы на пружинном заводе. Таким приспособлением, работающим по принципу швейной машинки, татуировка делается значительно быстрее, выходит более четкой, а по желанию и с полутонами.

Самотатуировка наблюдается все реже. Обычно делать ее предоставляют другим лицам, которые это умеют и которым за это хорошо платят.

Заключение

Мы уже не самообольщаемся, не закрываем глаза на фактическое положение дел с преступностью в нашей стране и не обещаем народу вот-вот показать по телевизору последнего нарушившего закон человека. Преступный мир омолаживается, принимает новые формы, умело приспосабливается к стремительно меняющимся реалиям нашей жизни. Рэкет, шантаж, коррупция, экономический шпионаж - это теперь не только у них, за рубежом, это уже наше, родное, кровное, примелькавшееся. И никто нынче не поверит досужим байкам милицейского начальства о том, что уж чего-чего, а организованной преступности у нас нет и в помине. Есть.' Давайте наберемся мужества признать это и всерьез заняться изучением формирования преступных группировок, многие из которых, кстати, зарождаются в местах лишения свободы. Все не так просто. Тот же традиционный культ "паханов" с их безраздельной жестокой властью - только ли на преступный мир он распространяется? Лишь настоящее знание этого бездушного, безжалостного и циничного мира, его страшных законов и обычаев, культов и культиков, примет и привычек, символов, тайных знаков и особого языка даст нам возможность серьезно противостоять столь заметному всплеску преступности, который произошел в последние годы буквально на наших глазах, ее массированному наступлению как на все, без исключения, общественные институты, так и на каждого человека в отдельности.


Заказать звонок

CAPTCHA