Психологический аспект татуирования

Психологический аспект татуирования

Думается, каждый согласится с тем, что любое искусство воздействует на психологическое состояние человека. А если речь идет о таком нетрадиционном для большинства виде живописи, как живопись на собственном теле, психологический аспект особенно важен.

Вступление к статье

Думается, каждый согласится с тем, что любое искусство воздействует на психологическое состояние человека. А если речь идет о таком нетрадиционном для большинства виде живописи, как живопись на собственном теле, психологический аспект особенно важен.

И в первую очередь он важен для того, кто решил украсить себя полюбившимся сюжетом. Ведь человек должен перейти определенный "барьер" для того, чтобы решиться сделать это. Безусловно, мотивация такого шага для каждого своя, но она есть, и каждый должен осознать для себя действительную причину, побудившую разукрасить свое тело.

С другой стороны, человек — существо общественное. И каждый своим внешним видом оказывает определенное воздействие на окружающих. Это другая сторона психологического аспекта искусства татуирования тела.

Для того чтобы каждый руководствовался не только мимолетным увлечением татуировкой, ее эстетической стороной, а подходил к ней со знанием всех ее аспектов, и написана эта статья.

Психологический аспект татуирования

Психологический аспект нанесения татуировки на тело тесно связан с побудительным мотивом подражания или ложными эстетическими побуждениями. В ряде случаев наколка может спровоцировать отраженное ею явление. Ну а если она сделана сознательно с полным пониманием сути и назначения, тогда татуировка становится своеобразной визитной карточкой, так или иначе закрепляя за человеком определенный имидж, не позволяя хозяину отказаться от него или забыть преступный опыт.

Агрессивная наколка постоянно напоминает ее обладателю: я злой, я ненавижу их мир. Но самое страшное в том, что в нормальной жизни человек не в состоянии даже на короткое время перейти тот барьер, которым он сам себя окружил. В определенной степени процесс татуирования - часть механизма зомбирования, превращения человека в носителя чужой воли, отказа от своей собственной. Короче говоря, наколка не пассивное изображение - это активный символ, но действующий не по воле своего хозяина. Правда, хозяин-то вовсе не хозяин, он только носитель чужих волеизъявлений, хотя искренне верит, что это его собственные.

Автор рисунка, наносимого на тело, проецирует на него особенность своего внутреннего мира. В связи с этим логично заключить, что и субъект, выбирающий то или иное изображение, неосознанно предлагает тот вариант, который свидетельствует об особенностях именно его развития.

Татуировка - это своеобразный индикатор характера человека (если только его не принуждают насильно и не наносят татуировку обманным путем).

Американский психолог К. Маховер проанализировал личностные особенности и уровень развития рисующего и характер наносимых изображений. В результате были выявлены следующие тенденции и закономерности. Бот некоторые из них.

Трактовка позы - бегущий человек - стремление убежать, укрыться, уклониться; размеренно шагающий - уравновешенный.

Туловище - жизненные сипы. Крупное - остро осознаваемая потребность, неудовлетворение; маленькое - симптомы униженности.

Лицо - тщательно прорисованное - озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Глаза- закрытые или спрятанные под полями шляпы,- свидетельство сильного стремления избегать неприятных визуальных воздействий. Большие, расширенные глаза - тревожность, беспокойство, потребность в защите.

Рот - символ агрессивности. Особый знак агрессии - четко прорисованные зубы. Рот наподобие клоунского - вынужденная приветливость. Персонаж вообще без рта или со ртом "черточкой" не имеет возможности словесно влиять на других людей.

Нос - трактуется как сексуальный символ, но это является спорным.

Конечности- руки, ноги - функция воздействия на мир. Руки мускулистые - возможно, потребность в физической силе, ловкости. Ноги - опора в деятельности; широко расставленные ноги -диктат, уверенность в себе.

Таким образом, в ряде случаев можно охарактеризовать личность человека по виду изображенных рисунков на его теле.

Например, человек, с первого взгляда весьма скромный и спокойный, имеет ряд агрессивных татуировок. Что это значит? Как вариант - скрытая сильнейшая агрессия против общества, либо направленная против женского пола (в зависимости от характера татуировки). Но скорее всего - это человек, стремящийся агрессивными изображениями компенсировать свою незащищенность и слабость. Поэтому татуировки следует рассматривать в общем контексте с учетом всех мелочей и особенностей. Нанесение на тело татуировки, значение которой имеет определенный смысл, свидетельствует об утрачивании собственной личности и замене ее псевдоличностью.

Конечно же, если только это не деградировавший индивидуум. Человек превращается в отражение ожиданий того действия и статуса, который выражает нанесенная татуировка. Он вынужден строить свое "я" таким образом, какой обозначен в его инициализации, чтобы получить признание и одобрение окружающих. Утрата своего настоящего "я" усиливает потребность в приспособлении. И в этот момент возникает опасность подчиниться и быть во власти своих татуировок.

Глядя на татуированного человека, следует уяснить для себя, на какой стадии зависимости от своей инициализации от находится. Возможно, что это раб своего имиджа, своего псевдо-"я". Тогда он представляет опасность обществу, поскольку на его теле "боевой раскрас", символы насильника, другие знаки.

Например, если тело и руки разрисованы драконами. Скорее всего это тип личности, жаждущий чего-то особенного. Так как его драконы - это не что иное, как желание выделиться, персонифицироваться таким образом. Готов принять любую идею взамен обещания волнующей жизни или волнующих событий. Постоянно стремится к новым ощущениям, оптимистичен по отношению к будущему, тяготится одиночеством, стремится к власти.

Если на теле драконы соседствуют, например, с "Сикстинской мадонной" Рафаэля на бедре или с каким-нибудь еще выпадающим из логического ряда рисунком, то перед вами, возможно, настоящий истерический тип. Он строит утопические планы, снисходителен по отношению к друзьям, стремится к самоутверждению, но в несколько иной, "экзотической" форме. Но лидером ему не быть, если только на короткий срок, до первых трудностей.

Нанося то или иное изображение, следует иметь в виду, что помимо первого, лежащего на поверхности объяснения того или иного рисунка, смысла, есть второй, глубинный, объясняющий их на духовном и религиозном уровне. Связь символов татуировок с этими трактовками даст возможность заглянуть в душу рисунка, прояснить его истинный смысл. В связи с этим заглянем в "Словарь символов" X. Э. Керлота и приведем описания некоторых изображений.

Журавль - во всех культурах, от китайской до средиземноморских - аллегория справедливости и долголетия, а также праведной и милосердной души.

Орел - символ высоты духа, как солнце. В египетской иероглифической системе фигурой орла, означающего тепло жизни, начало, день, представлена буква А. Орел относится к стихиям воздуха и огня. Он характеризуется бесстрашным полетом, скоростью, ассоциацией с громом и огнем и означает "ритм героического благородства".

Орел в воздухе равен льву на земле, поэтому его иногда изображают с львиной головой. В сарматском искусстве орел является эмблемой молнии и воинственных устремлений.

Сова - противоположность орлу - птица тьмы и смерти.

Звезда - свет, сияющий во тьме, символ духа. Правда, звезда редко имеет единственное значение. Она склонна к многозначности. Но во всяком случае она поддерживает сипы духа, выступающие против сил тьмы. Недаром это значение включено в искусство эмблем во всем мире. "Пылающая звезда" является символом мистического центра - энергии расширяющейся вселенной.

Наиболее распространена пятиконечная звезда. Во времена египетских иероглифов она означала "восхождение к началу" и образовывала часть таких слов, как "воспитывать", "просвещать", "учить" и других.

Волк-символ доблести у римлян и египтян. Скандинавская мифология рассказывает о чудовищном волке Фенрире, разрывавшем железные цепи и оковы и, в конце концов, запертом в недрах земли. Говорилось также, что во время сумерек богов - конца света - это чудовище вырвется из плена и пожрет солнце. Здесь волк выступает символом злого начала.

Леопард - символ свирепости и доблести. Подобно тигру и пантере, выражает качества агрессивности и могущества льва без его солнечного значения.

Нож - символ, представляющий собой инверсию символа меча. Он ассоциируется с местью и смертью, а также с жертвой. Короткое острие ножа олицетворяет примат инстинктивных сил в том, кто им вооружен, тогда как длинное острие меча представляет духовную мощь его владельца.

Знание глубинного смысла той или иной символики дает возможность, с одной стороны, грамотно оценить и охарактеризовать ее обладателя, а с другой стороны - "со знанием дела" подойти к вопросу нанесения на свое собственное тело рисунков (если для этого вы уже созрели). Хотя перед тем, как принять решение украсить себя таким способом, следует иметь в виду опыт других "товарищей по (не) счастью", которые впоследствии сожалели о содеянном. В ряде случаев фактор подражания - не лучший советчик.

В качестве иллюстрации можно привести следующие статистические данные.

В 1984-85 гг. в качестве самоутверждения нанесли себе татуировку во время службы в армии 75-82% от общего числа военнослужащих, в зависимости от рода войск. Особенно превалирует Военно-морской флот и стройбат. Число же татуированных осужденных составляет 94% от общей массы лишенных свободы. Как видим, цифры близкие, но смысл и значение татуировок - полярные. Но тем не менее, зловещая аналогия цифр вряд ли вызовет жгучее желание у бывших военнослужащих продолжать украшать свое тело новыми творениями. Кто-то скажет: ну что же - это ошибки молодости. А может, не стоит их совершать? А как выдумаете?


Заказать звонок

CAPTCHA