И все-таки: искусство или пережиток? Ответ на этот вопрос и пытается дать эта статья.
Вступление к статье
Название этой статьи говорит само за себя. У каждого есть выбор, ведь сколько людей, столько и мнений. Если говорить научно, то татуировка, бесспорно, имеет отношение к искусству. Ведь простой среднестатистический гражданин вряд ли сможет изобразить (даже не на теле, а на бумаге) какой-нибудь рисунок. Это дано не каждому. Пюди, профессионально занимающиеся татуировкой, должны обладать художественным вкусом, своим видением мира, быть незаурядными личностями. Процесс создания художественной татуировки — процесс творческий. И вполне понятно, что профессионально выполненная татуировка — произведение искусства, несущее в себе отражение внутреннего мира мастера.
С другой стороны, корни обычая татуирования тела уходят вдалекое прошлое. И берут они свое начапо во времена первобытных племен и народов. Этнографическое толкование рисунков, мотивов, постепенное угасание этого обычая с переходом к более цивилизованному обществу дает свидетельство в пользу трактовки татуировки как пережитка, сохранившегося с далеких «первобытных» времен.
И все-таки: искусство или пережиток? Ответ на этот вопрос и пытается дать очередная статья.
Татуировка - искусство или пережиток?
В разные времена отношение к татуировке менялось в соответствии с изменением условий и уровня развития человеческой цивилизации. Б связи с этим весьма любопытной является позиция журнала "Дело", издававшегося в Санкт-Петербурге во второй половине XIX века.
Вот что он пишет по поводу обычая татуировать свое тело. "...Народы цивилизованные - западные варвары, по мнению китайцев, варвары XIX столетия, как скажет, может быть, наше потомство - с презрением относятся к обычаям народов нецивилизованных. В глазах просвещенного европейского буржуа, татуирование, например, составляет не только нелепый, но даже отвратительный обычай, который в его представлении невольно связывается с понятием о людоедстве, убийстве и грабеже.
Татуирование должно было предшествовать изобретению одежды; лучше сказать, оно было первой одеждой, до которой додумался человек.
Являясь сперва исключительно одеждой и украшением, татуирование не замедлило сделаться знаком отличия и средством для заявления признательности.
Каждый пол пользуется татуированием для выражения своих специальных свойств: мужчины стараются приноровить татуировку так, чтобы казаться мужественнее, женщины - красивее.
В древности, за неимением ни бумаги, ни пергамента, ни мраморных досок, граждане охотно записывали на своей коже, как в записной книжке, сведения, память о которых им желательно хранить во все время их жизни. Этот обычай сохранился даже у цивилизованных народов.
У многих племен имеются специальные татуировки для предводителей, членов совета, воинов, жрецов, колдунов и производителей дождя; имеются также специальные татуировки для различных каст, родов и даже семей.
Подобно тому, как у черкесов высокопородистым лошадям выжигаются клейма, показывающие их генеалогию, у дикарей, о которых идет речь, татуируется на теле их общественное положение, дающее право на ту или другую степень уважения; разница только в орудии, которым начерчиваются знаки.
Как только татуирование перестает быть прерогативой почетного положения, оно постепенно теряет свою цену. Это явление общее всем странам; аристократия первая вводит в употребление татуирование, она же первая и покидает его. На востоке с ним расстаются прежде мужчины, на западе - женщины.
Самой действенной причиной ослабления интереса к татуировке является косвенная причина: предпочтение, отдаваемое одежде. По мере того, как прикрывается та или другая часть тела, татуирование ей становится ненужным. Более того, достоинство становится теперь недостатком: некогда татуирование употреблялось для возвышения красоты, теперь, при одежде, оно обезображивает. Человек вообще непостоянен, изменчив. Неизменное не может долго правиться; вечное единообразие утомляет и возбуждает досаду. По мере изменения жизненных условий; татуировка начинает надоедать, к ее однообразию слишком присматривается глаз и, наконец, утомляется. Многие животные изменяют, цвет своей шерсти два раза в год. Птицы линяют и зимой, и весной. Общества цивилизованные отвергают теперь совершенно татуирование, признавая, что оно пригодно только для дикарей. Татуирование, первая одежда, вызванная стыдливостью, уважается теперь только в домах терпимости; в цивилизованных обществах осталось только два образчика его: на руке галерника и у проститутки, не считая тех, которые скрыты под платьем...".Такова точка зрения журнала "Дело", характерная для прошлого века. Но каждый знает, что мода в любом ее проявлении очень изменчива. Так и мода на татуировки. Ведь вряд ли в наше время татуировка в цивилизованных странах несет какой-либо глубинный смысл, как это
было принято у древних. Скорее всего - это страсть к украшательству, к стремлению выделиться из общества. Психологически молодежь, разрисовывая свое тело, стремится "отбиться от стада" и, как альтернатива - примкнуть к стае, стае выделившихся из стада. Естественно, мы оставляем в стороне "художества", характерные для преступной среды, о чем подробно написано в одной из предыдущих глав этой книги.
По мнению некоторых татуированных, татуировки - это "праздник, который всегда с тобой". Ведь одежда и обувь со временем ветшают, и их приходится выбрасывать. С другой стороны, один и тот же рисунок на теле также может со временем надоесть, и поэтому многие обладатели татуировок продолжают расписывать свое тело, занимая татуировками все большую и большую площадь, переходя к другим частям тела. Это как своеобразный наркотик.
В связи с этим понятным является стремление к совершенствованию техники рисунка, к разнообразию сюжетов, орнаментов, цветовой гаммы используемых красок. Именно поэтому в угоду пожеланиям любителей изящного по всему миру распространилась сеть художественных салонов, где любой желающий может украшать себя рисунком из обширных каталогов. И если вспомнить японских мастеров татуировки, добившихся совершенства в технике росписи тела, то станет очевидным ответ на вопрос: что такое татуировка: искусство или пережиток? Безусловно, учитывая изменение мотивации украшения своего тела, а также подход к этому процессу, появление именно художественных салонов, где создают уникальные в своем роде произведения, станет очевидным принадлежность татуирования тела к одному из видов искусства художественной росписи, современной живописи, отчасти с элементами примитивизма.
Техника татуирования тела и применяемые материалы постоянно совершенствуются. Современные мастера делают татуировку, невидимую при обычном свете. Она появляется лишь при ультрафиолетовом облучении.
О популярности татуировки говорит и тот факт, что в Японии организован музей татуировки, имеющий свыше ста редчайших экспонатов. Владельцы музея выставляют на рынках и в притонах татуированных бродяг и заранее покупают их кожу. По договоренности, за определенную плату, продавец собственной "шкуры" завещает продажу ее музею после своей смерти. Содержание выставки непрерывно пополняется.
В мае 1996 года в Амстердаме был открыт музей Тату с библиотекой, где собраны многочисленные экспонаты и материалы по истории, стилям и направлениям в искусстве татуировки. В экспозиции музея представлены изображения татуировок, встречавшихся как у первобытных племен и народов, так и фотографии, негативы, оригинальные кожи татуировок, и, конечно, каталоги, систематизирующие и объединяющие в себе "нательные картинки", которые наносились и наносятся любителями татуировки за последние пятьдесят лет.
В разных странах татуировка возведена в ранг искусства. Есть свои галереи, академии, салоны, проводятся татуконвенции, конкурсы. Есть и свои рекордсмены.
Так, шотландец Том Леппард покрыл татуировкой 99,2% поверхности кожи. Татуировка его воспроизводит рисунок шкуры леопарда, причем все пространство между темными пятнами занято татуировкой шафраново-желтого цвета.
Уилфред Харди (Великобритания) покрыл 96% поверхности своего тела, но при этом нанес татуировку и на внутренней поверхности щек, язык, десны и брови.
На теле Бернарда Меллера (США) по состоянию на октябрь 1991 г. имелось 14 000 татуировок.
Самой разукрашенной среди женщин является актриса стриптиза Кристин Колорфул (Канада). 95% поверхности ее тела покрыто татуировками. Примечательно, что ей потребовалось для этого 10 лет и 15 000 канадских долларов.
75% тела 33-летней жительницы Канзас-Сити Дианы Россел покрыто всевозможными рисунками. Здесь и изображения героев древнегреческой мифологии, например, Геракла, сражающегося со львом, и битва богов с титанами. А уж всевозможных доисторических животных трудно и перечислить. Последние занимают всю площадь спины и ниже. Все изображения многоцветные и выполнены тушью четырех цветов.
Некий Джордж Рейджер, житель США, не расстается с любимыми персонажами диснеевских мультфильмов ни на минуту - ни днем, ни ночью, потому что они вытатуированы на его теле. Под мышкой - кролик Рэббит, под сердцем - Аладдин, на животе - Русалочка и компания, а на самом интимном месте - 101 далматинец! Более 300 мультяшных фигурок украшают его торс, что стоило фанату 9000 долларов. Но это не предел. Недостающие 100 персонажей потребуют дополнительных затрат в размере около 4000 долларов. По словам самого Рейджера, это увлечение больше, чем хобби, "...это моя жизнь...".
На теле изображают самые разнообразные рисунки, снова, даты. Например, один панамец привел к известному мастеру татуировки Ники Татту (псевдоним Николаса Морено) свою дочь, которая доставляла ему своей рассеянностью массу хлопот, и попросил вывести на ее плече следующую надпись: "Нашедшему просьба доставить по адресу..."
Кое-кто носит на плечах нужные телефонные номера, имена, адреса, любимые стихи, номер банковского счета (страдающая амнезией дочь перуанского миллиардера).
По мнению отечественных мастеров татуирования, в последнее время моден кельтский орнамент. Есть люди, желающие отразить на теле собственные пристрастия или принадлежность к той или иной группе. Например, музыканты просят "засунуть" куда-нибудь ноты, металлисты - череп, а панки просто не могут жить без графического нательного "лика" крысы или какой-нибудь другой отвратной живности. Бабочки, паучки и паутинки нравятся дамам (слабый пол умудряется иметь их изображение не только на груди, бедрах или ягодицах, но даже на лобке). Но все же 60% татуирует руки.
Хотя смысл татуировки тела претерпел определенные изменения, все же следует потенциальным клиентам ознакомиться с истинным значением того или иного рисунка, прежде чем принять ответственное решение украшать себя подобным образом.
В Канаде татуировка, правда, как и во всем мире, приобрела характер четко налаженного бизнеса. Несколько раз в году проходят всемирные встречи мастеров татуировки, издается не один десяток специализированных журналов. Целая индустрия работает над производством оборудования для создания татуировок, органических красителей. Сейчас рисунки на теле хотят видеть и бизнесмены, и юристы, и медики, и даже монахини.
Америка по-прежнему считается законодательницей мод на тату-стили. Ныне за океаном модны комиксы и толстые обводки.
В настоящее время все, что так или иначе связано с украшательством своего тепа, оформилось в виде отдельного направления в искусстве - "body art". Это и собственно татуирование, и прокалывание различных частей тела и украшение кольцами, шпильками, другими металлическими предметами, это и раскрашивание тела красками. Ведь татуировка - не браслет, который можно спрятать в шкатулке. Поэтому оказалось не менее захватывающим расписывать свое тело специальными красками, которые, в отличие от настоящей татуировки, держатся сравнительно небольшой период времени.
Строго говоря, роспись тела пришла из Аравии, Индии и Пакистана, где применяли для этого хну, и получила сейчас достаточно широкое распространение. Например, в Англии художники Эйлин Маррон и Саймон Финли открыли передвижную студию и теперь путешествуют, расписывая восторженных модниц цветочными арабскими мотивами и кельтскими эмблемами.
Искусством нанесения рисунка на тело человека занимаются и немецкая художница Премзиндху Никола, и будущие модельеры из Лондонского колледжа моды, рассматривающие раскрашивание тела как элемент одежды, возвращая тем самым привычки и обычаи древних племен в наше время.
Короче говоря, каждый в силу своего мироощущения, интеллекта и фантазии выбирает тот или иной способ выделиться из окружающей среды, привлечь к себе внимание посредством тех или иных изображений на теле, одежды, атрибутов. Как мы отмечали в предыдущих главах этой книги, побудительные мотивы или мотивация украшения своего тела различными изображениями, надписями очень разная.
Ведь известно, что, сколько людей, столько и мнений. И если в древности люди вкладывали в это особый смысл, связанный с родовыми традициями, культовыми и другими аспектами, то сегодня, скорее всего "body art" - чистое искусство, средство самовыражения личности (как художника, так и "объекта" украшения).
В заключение хочется еще раз обратить внимание на тот факт, что любые манипуляции со своим телом оставляют неизгладимый след не только на нем, но и в сознании человека. Поэтому, прежде чем сделать этот серьезный шаг, подумайте хорошенько, чтобы потом не сожалеть о содеянном. Но если вы все-таки решите украсить свое тело, то, во-первых, изучите этот вопрос более глубоко, чтобы знать, что вы хотите и что это означает, и, во-вторых, обратитесь к специалисту, поскольку только в специальных салонах вам будет гарантирована стерильность, профессиональный подход, фирменный инструмент и соответствующие материалы.
Ну что же, любители "тату": в добрый путь - путь красоты, фантазии и оригинальности!