История кельтского искусства весьма занимательна. Больше тысячи лет об искусстве кельтов никто не вспоминал, и оно чуть не сгинуло во тьме веков. Лишь в отдельных произведениях осталась бледная тень былого великолепия. Тем не менее, в конце XX века кельтские мотивы стали необычайно популярны. Это увлечение не было внезапным. Интерес к кельтскому искусству возник более ста лет назад, и его изучение началось тогда же, то есть совсем недавно для стиля, появившегося больше двух с половиной тысяч лет назад. Сейчас, в начале XXI века, кельтские мотивы встречаются в работах разных художников чаще, чем когда бы то ни было. Этот стиль успешно выдержал испытание временем и приобретает все новых поклонников. Многие современные ценители кельтского искусства любят его за красоту: оно привлекает и завораживает чарующими переплетениями узоров. Если некоторые просто восхищаются кельтским искусством, то другие исследуют его исторические корни, пытаясь протянуть ниточку в далекое прошлое, к быту древних кельтов.
Первые упоминания
Люди, жившие в Центральной Европе, которых греки называли кельтами, и представить себе не могли, что через тысячи лет их жизнь вызовет такое любопытство потомков. Одним из важнейших ритуалов для них было сожжение мертвых вместе с их имуществом. Они опускали в воду подношения своим божествам. Древние кельты часто прятали мечи, ножны, топоры, наконечники копий, шлемы, кольца, броши, зеркала, кувшины, всевозможные сосуды для питья, черпаки, гончарные изделия, фигурки животных и людей и прочие предметы в укромные места, где они и хранились, ожидая, пока их найдут много лет спустя Если покопаться в этих кладах, можно многое узнать об обычаях древних кельтов, и большинство известных сейчас мотивов раннего кельтского искусства взято именно оттуда.
Два древнейших периода истории кельтов получили свое название от местностей, где велись раскопки. Один из них - Гальштатский - связан с колонией в соляных копях Австрии с захоронениями примерно VIII века до н. э. Второй период, к которому относится появление первых памятников кельтского искусства, называется Ла-Тен, как и район озера Невшатель в Швейцарии, в водах которого археологи сделали много находок. Этот период начинается около 500 года до н. э., и тогда же кельтские племена впервые привлекли внимание своих соседей в Греции и Риме.
И греки, и римляне писали о кельтах, но писали как об отсталых народах и своих врагах. Кельтов считали "варварами", хотя почти ничего не знали об их жизни и культуре. В письменных памятниках лишь мелькают отрывочные и далеко не всегда правдивые упоминания об этих народах. Греки называли словом "кельты" всех жителей северных стран, подразумевая сотни различных племен.
Появление письменности и заимствования
У самих древних кельтов письменности не было. Знания из поколения в поколение передавали устно, и благодаря этой традиции кельты получили репутацию поэтов и рассказчиков. Только после крещения в VI веке н. э. новообращенные кельты стали записывать - сначала слово Божье, а потом и некоторые древние сказания. Эти памятники полезны при изучении мифологии, но нельзя рассчитывать на их историческую точность. Доисторический период сменила история, а происхождение кельтов так и осталось загадкой, и кельтские племена выступили из мглы веков, лишь когда о них узнали грамотные народы. Тем не менее больше чем через тысячу лет, когда в Ирландии возникло монашеское движение, кельтскую церковь считали одним из научных центров Европы. В Ирландию приезжали учиться паломники, а религиозные деятели уходили отсюда проповедовать и основывать новые монастыри. В отличие от классического искусства, кельтское ни о чем не рассказывает зрителю, вы не найдете резных изображений великих событий, хотя узнать можно многое. На раннее кельтское искусство повлияли греки, этруски и восточные народы. Кое-что пришло по торговым путям: например, так на север Европы попали сосуды для вина из Средиземноморья. Кроме того, те, кто мог себе это позволить и был готов пойти на значительные расходы, с особыми ритуалами помещали в могилы и бросали в воду искусно сделанную утварь.
Кельтам случалось грабить еще не окрепший Рим и греческое святилище в Дельфах, подобными действиями, безусловно, привлекая к себе внимание. Как бы то ни было, со временем Римская империя набрала силу и власть и на сотни лет установила контроль над Европой, что привело к упадку континентальных кельтов. Центр культуры переместился в Британию и Ирландию, к народам, известным как островные кельты. Островное искусство Ла-Тен в южной Британии процветало до I века н. э., но потом римляне пришли и сюда, хотя полностью уничтожить его они не смогли. К тому же Ирландия не была захвачена, поэтому там кельтская традиция Ла-Тен просуществовала еще несколько веков, свободно и независимо от иноземных влияний.
Послеримский период
После периода господства римлян на островное кельтское искусство оказали воздействие два фактора: христианство и англосаксонская культура. Считается, что переплетающиеся ленты заимствованы из коптских рукописей (копты - египетские христиане, жившие отдельными общинами в пустыне). Сложные узоры с животными пришли из германского искусства.
Англосаксонские захоронения в Саттон-Ху (восточная Англия) содержат предметы, которые говорят об обмене идеями, секретами мастерства и товарами между англосаксами и кельтами.
На Британских островах эти новые стили в сочетании с элементами сохранившегося в Ирландии латенского искусства часто встречались в оформлении рукописей. Если раньше рисунки были чисто декоративными, то теперь они приобрели смысл, как, например, изображения сцен, описанных в Евангелии. Лучше всего сохранились две украшенные рисунками рукописи: Келлсская Библия и Линдисфарнское Евангелие. Обе они являются произведениями религиозного искусства и, возможно, использовались в богослужениях. В одних только этих фолиантах заключено невероятное количество кельтских мотивов, узоров и орнаментов. Мириады сложных линий перепутаны так, что трудно разглядеть невооруженным глазом все мельчайшие детали узора. Уму непостижимо, как можно было сотворить подобные шедевры без применения современных технологий. В книгах видны увлеченность и мастерство их создателей. Эти работы вполне могут считаться кульминацией развития Декоративного искусства тех времен. Они до сих пор удивляют и восхищают.
В 500 году до н. э. кельты восприняли иноземные влияния соответственно своей эстетике и создали собственный стиль искусства. Островные кельты-христиане, чьи традиции воплощены в ирландских рукописях, сделали то же самое спустя тысячу лет и добились яркого результата. Появилось то, что сейчас называют кельтским искусством, - форма и стиль, отличающиеся немалой привлекательностью.